В нашем следующем выпуске «Киношкола для чайников»
Ретт глубоко погружается в то, что выделяет боевик, используя некоторые классические фильмы и личные фавориты, чтобы подчеркнуть ключевые аспекты, которые делают голливудский боевик золотым.
Всякий раз, когда я иду смотреть новейший боевик, снятый Голливудом, каждый год я задаю много похожих вопросов. Почему было очень мало чисто боевиков, а не фильмов о супергероях, которые оказали длительное влияние? Что делает боевики, снятые 30–40 лет назад, гораздо более интересными для повторного просмотра, чем сегодняшние незабываемые, стандартные фильмы, которые выходят, кажется, каждую неделю?
Как большой поклонник жанра боевиков, я считаю, что нашел пошаговое решение того, как любой режиссер может создать успешный боевик. Что сделало простой боевик под названием «Крепкий орешек» (1998) классикой на все времена, а его гораздо более бюджетный пятый сиквел « Крепкий орешек» (2013) провалился? Что ж, кажется, я нашел формулу.
1. Оригинальная и интригующая история
Одна из самых ярких проблем, с которой сталкивается каждый современный боевик, — это его сюжет. Кажется, что в настоящее время в каждом фильме рассказывается о похищении семьи героя или о властолюбивом злодее, угрожающем уничтожить мир. Мало того, многие лучшие фильмы жанра боевик просто переработали сюжеты гораздо лучших боевиков в свои собственные, поскольку сценаристы, похоже, не любят придумывать оригинальные идеи. Это можно увидеть в фильмах «Одержимые 3» (2014), копирующих «Беглеца» (1993 ), «RIPD» (2013) , представляющих собой разбавленную версию « Людей в черном» (1997 ), и «Небоскреб» (2018), бесстыдно копирующих «Крепкий орешек» (1988) . Это даже не считая многочисленных перезапусков или ремейков классических боевиков вроде «Робокопа» (2014) и «Вспомнить все» (2012) .
Куда прошли времена таких оригинальных историй, как «Матрица» (1999) ? Мало того, что в этом фильме есть одни из самых революционных боевых сцен, когда-либо снятых, он также создал мир, в котором всё не так, как кажется, и в котором постоянные сюрпризы раскрываются по мере развития повествования.
Еще один пример увлекательной и динамичной истории — «В поисках утраченного ковчега» (1982). Поскольку Индиана Джонс и нацисты по отдельности охотятся за Ковчегом Завета, у нашего героя нет возможности перевести дух, и поэтому динамика фильма никогда не замедляется. Динамичный характер «В поисках утраченного ковчега» поддается действию и никогда не позволяет фильму затягиваться. Ни один сценарист боевиков никогда не должен пытаться снять новый фильм, если он не может написать сюжет, который поддерживает быстрый темп кинопроизводства.
2. Симпатичный и обоснованный герой
Следующая по важности вещь в успешном боевике — сильный главный герой. Мало того, что герой должен быть узнаваемым и приятным, но мы должны иметь возможность болеть за него, когда бы он ни оказался в опасности. В качестве примера давайте посмотрим на одного из знаковых героев боевиков всех времен и его роль во многих фильмах: Джона Макклейна. В «Крепком орешке» (1988) Джон Макклейн — обычный офицер полиции Нью-Йорка, пытающийся восстановить связь со своей женой. В начале фильма он постепенно изображается как человек, боящийся летать, который также борется со своим браком, что делает его тем, кому мы, зрители, можем сочувствовать. Когда террористы захватят Накатоми Плаза вскоре после его прибытия, мы хотим, чтобы Макклейн добился успеха, потому что это все, что у него осталось в жизни. Мы чувствуем его боль, когда он вытаскивает осколки стекла из босых ног, или его беспокойство, когда он прыгает с крыши Накатоми Плаза, и между ним и открытым воздухом только пожарный шланг. Мы хотим, чтобы в конце дня он вышел на первое место.
В последнем выпуске франшизы « Хороший день, чтобы умереть крепким» (2013) Макклейн представляет собой пустую оболочку прежнего «я». Уязвимость оригинального фильма исчезла. Здесь он всегда на высоте, выглядя непобедимым супергероем, выходя невредимым как из жестокого столкновения автомобилей, так и из многоэтажного крушения в бассейн, полный радиоактивных отходов. Макклейн тоже стал неприятен; он одновременно угоняет машину невиновного гражданского лица и наезжает на машины с невинными женщинами и детьми внутри.
Во всех предыдущих фильмах Джон Макклейн изображался симпатичным ублюдком, который заботится о своем долге полицейского, заботится о спасении людей. Вы чувствуете его потерю, когда ему не удается спасти самолет, полный людей, в « Крепком орешке 2» (1990), и восхищаетесь его храбростью, когда он бросается сбросить бомбу из нью-йоркского метро, полного людей, в « Крепком орешке с местью» (1995) . Самый последний фильм франшизы забыл все, что делало Джона Макклейна таким симпатичным, что, на мой взгляд, во многом способствовало тому, почему этот фильм так отстой.
3. Злодей
Я твердо верю в поговорку: «Ваша история хороша настолько, насколько хорош ваш злодей». Злодей часто противостоит герою разными способами, но обычно их обоих объединяет что-то общее. Давайте посмотрим на захватывающий криминальный триллер « Темный рыцарь» (2008 ) — да, я назвал его криминальной драмой. Физически Бэтмен мог бы без проблем сокрушить Джокера; но Джокер умеет психологически помучить нашего героя. В знаменитой сцене допроса Джокер говорит Бэтмену, что они не слишком разные и что Бэтмен такой же урод, как и он. Каждый, кто пишет боевик, должен смотреть на «Темного рыцаря» как на руководство по созданию антагониста, способного бросить вызов нашему герою множеством способов, выходящих за рамки физического.
Еще один аспект великого злодея — это сильная мотивация, которую мы, зрители, можем понять. Плохо написанные антагонисты часто изображаются героями мультфильмов — то есть злодеями, которые просто хотят денег или просто взорвать планету без всякой причины. В качестве контрпримера рассмотрим Ле Шиффра из «Казино Рояль» (2006) . Его потребность в деньгах не беспочвенна, поскольку ему угрожает могущественная корпорация. Он бросает вызов Джеймсу Бонду физически и психологически, но обоснованная мотивация ЛеШиффра гарантирует, что в глубине души он по-прежнему кажется человеком. Эти аспекты хорошего злодея могут значительно улучшить боевик, придав его наследию большую глубину и долговечность.
4. Само действие
Это должно быть самоочевидно, но я чувствую, что некоторые современные режиссеры разучились снимать боевики. Сегодня актеры часто больше не хотят выполнять трюки самостоятельно. Том Круз — главное исключение; тот, кто верит, что наблюдение за тем, как герой боевиков действительно выполняет потрясающий трюк, значительно повышает качество фильма. Безумные трюки, которые Круз выполнил в фильмах франшизы «Миссия невыполнима» и других боевиках, таких как « Грань завтрашнего дня» (2014), действительно подняли качество всех этих фильмов до классики боевиков.
Другие актеры, посвятившие себя физическому актерскому мастерству, такие как Киану Ривз и Харрисон Форд, значительно повысили интенсивность персонажей, которых они изображают, благодаря чистой жизненной энергии и адреналиновой игре. Практичные трюки заставляют зрителей по-настоящему поверить в то, что герой совершает опасные действия на экране. Актеры, которые не берут на себя обязательства выполнять свои собственные трюки, заставляют режиссера обходить этот выбор, добавляя больше монтажных сцен и изменений ракурсов, чтобы скрыть отсутствие реального действия.
5. Хорошая операторская работа
Если есть что-то, что мы все ненавидим в кино, так это трясущаяся камера. Невозможность сказать, кто с кем сражается, где находятся люди или что происходит, является результатом того, что режиссеры и операторы постоянно перемещают камеру, чтобы скрыть плохо спланированное действие. Например, когда все трибьюты в «Голодных играх» (2012) разлетелись за рог изобилия, что именно происходило? Я едва мог видеть, что происходит, и абсолютно ненавидел это. На мой взгляд, только один режиссер овладел искусством трясущейся камеры: Пол Гринграсс («Превосходство Борна», «Ультиматум Борна», «Капитан Филлипс»). Его способность выделять актеров, участвующих в действии, и безупречный монтаж позволяют трясущейся камере придавать его фильмам ощущение энергии и свирепости, как другие режиссёры используют ее для достижения совершенно противоположного.
Однако не следует путать трясущуюся камеру с ручной камерой. Взять, к примеру, боевик « Залог» (2004) великого Майкла Манна. Стиль ручной камеры на протяжении всего фильма, особенно в ночном клубе, позволяет оператору свободно снимать действие и, таким образом, добавляет сцене ощущение непредсказуемости, что также является основной темой фильма. Трясущаяся камера — это просто операторы, которые резко двигают камеру, чтобы зрители не могли понять, что происходит на экране. Пожалуйста, режиссеры, верните быструю операторскую работу, как это было в финальной драке между Нео и агентом Смитом в метро в «Матрице» (1999) . Позвольте нам четко понимать, кто с кем воюет, и не захотеть вырвать себе глаза после всех быстрых монтажей и смен ракурсов.
6. Хореография
Всем боевикам нужна хорошая хореография, но не слишком большая. Мы все хотим, чтобы бои выглядели хорошо и были хорошо сняты, но, по моему мнению, здесь есть очень тонкая грань; слишком хореографическая драка приводит к почти танцевальной сцене для актеров и уводит зрителей со сцены. Ощущение реальных ставок действительно исчезает. Лучший пример этого — « Месть ситхов» (2005) . Финальная битва между Энакином или Оби-Ваном явно поставлена; это продолжается так долго и в таком количестве сложных последовательностей, что кажется, что они танцуют. Чувство напряженности пропало, и нам почти стало скучно. Бой в конечном итоге выглядит слишком чистым, и ни один из них не допускает ошибок.
Сравните этот эпизод с финальной битвой между Люком и Дартом Вейдером в «Возвращении джедая» (1983) . После того, как Вейдер искушает Люка убедить Лею присоединиться к темной стороне, Люк начинает оплакивать Вейдера и отрубает ему руку. Этот грубый характер действия добавил гораздо больше эмоций, чем в другой дуэли на световых мечах, снятой 22 года спустя.
7. Действительно уязвимый герой
Безусловно, самым важным аспектом боевика является уязвимость героя. Если наш герой непобедимый супергерой, вся напряженность со сцены исчезает. Я уже затрагивал эту идею ранее, когда речь шла о падении Джона Макклейна, но я считаю, что этот момент заслуживает повторения на примере другой франшизы: Индианы Джонса. В первых трех фильмах серии всегда есть момент, когда нашего героя чуть не разбивают на куски и кажется, что все потеряно. Будь то поездка под нацистским грузовиком, когда он пытается спасти Ковчег Завета, преодоление наложенного на него транса и спасение своих друзей от культа или поездка на танке, чтобы спасти своего отца и друзей, оказавшихся внутри, всегда есть момент в первых трех фильмах, когда Индиана Джонс показывает свою уязвимость – и напряжение не прекращается.
В «Королевстве хрустального черепа» 2018 года такого момента не существует; наш герой даже выживает настолько, что его побеги кажутся комичными - нужно ли упоминать момент с ядерно-устойчивым холодильником. И снова Индиана Джонс становится супергероем, тем самым снимая всякую напряженность из боевых сцен. Просто посмотрите на его одежду в конце фильма. Пока Инди и остальные актеры наблюдают, как НЛО взлетает в космос, его одежда выглядит свежевыстиранной даже после путешествия через джунгли и древний храм. Сравните это с финальной сценой на мосту в фильме «Индиана Джонс или Храм Судьбы» (1984) : здесь его рубашка разорвана до основания. Наш герой окровавлен и покрыт шрамами, и создается впечатление, что на протяжении своего приключения он видел реальные действия и повреждения. Это то, что, по моему мнению, является основой того, о чем забывают многие современные боевики и сиквелы классических боевиков, и поэтому они никогда не смогут подняться до уровня своих предшественников.
Я надеюсь, что создатели боевиков примут эти слова близко к сердцу и научатся создавать увлекательные и долговечные фильмы. Одноразовые стандартные боевики продолжают выпускаться год за годом, в результате чего индустрия все дальше и дальше отходит от славных дней боевиков. К счастью, не все так плохо. Некоторым современным кинематографистам этот список не нужен, поскольку они создали абсолютную классику, которую регулярно смотрят и по сей день, и будут смотреть еще много лет, например, « Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) , «Начало» (2010) , «Малышка на драйве» ( 2017) . Однако, пока фильмы такого уровня не станут стандартом, нам предстоит проделать большую работу.